Интересные факты и мифы о новом хладагенте R32

20.07.2022 01:32
Поделиться:
 Интересные факты и мифы о новом хладагенте R32

Фреон R32 был разработан для замены устаревшего R14 и сложных в заправке двухкомпонентных составов. Фторосодержащие соединения сильно разрушают озоновый слой, в связи с чем был принят регламент Европарламента (№ 517/2014), огранивающий применение фторорганических газов. Самое распространенное соединение этого ряда – тетрафторид углерода, он же фреон или хладон R-14, а также менее распространенный R-410. На его замену теперь приходит R32. Мы собрали несколько интересных фактов о нем. Это самый перспективный хладагент, делающий сплит-системы экологичными.

R32 является фторо-хлор-органикой. Это дифторхлорметан. Химическое соединение умеренно токсичное, стойкое, обладает такими же характеристиками (температура кипения и ее зависимость от давления), как и распространенный R14. При этом незначительная разница в характеристиках все же есть, поэтому говорить о полной совместимости нельзя. Сплит-системе требуется переоборудование перед сменой хладагента. Несоблюдение этого правила может привести к порче подчас очень дорогостоящего оборудования.

Самые современные сплит-системы уже изначально построены под использование R32. Многие из них имеют вполне демократичную стоимость, например Ballu BSGRI-12HN8 Greenland DC Inverter, несмотря на то, что это инверторный кондиционер с максимальным энергосбережением.

Снижает ли R32 срок службы сплит-системы?

Из всех распространенных мифов сложнее всего опровергнуть миф о снижении срока службы компрессора на новом хладагенте. Дело в том, что компрессор работает в различных режимах и даже при одинаковой мощности холодильной установки срок его службы сильно зависит от производителя. На самом деле, утверждения о снижении срок службы ничем не обоснованы. R32, это сертифицированный хладагент. На нем давно работают миллионы кондиционеров по всему миру, и никогда не замечалось снижение срока службы компрессора.

Срок службы сплит-систем, зависит от изначального запаса прочности по трущимся элементам компрессора, которые заложены производителем. Для обслуживаемых компрессоров важно соблюдение регламентных сроков обслуживания. Если какое-то оборудование служит меньше заявленного срока, то хладагент тут не причем.

Горючесть R32

Это самый масштабный миф. В отличие от привычного R-14, R32 действительно горюч, чем и пользуются критики. Они умалчивают то, что R32 относится к слабогорючим соединениям. На сертификации ему присвоен индекс A2L, поэтому дополнительные меры безопасности не требуются. Простой расчет показывает, что на практике воспламенить R32 очень сложно. В замкнутой системе фреонового контура он загореться не может из-за отсутствия кислорода, а вот с утечками возможны варианты, но вероятность пожара практически сведена к нулю.

Взрывоопасные концентрации R32 не создаются по причине несопоставимой разницы в объеме помещений и в количестве заливаемого в кондиционер фреона. Например, в обычном помещении с объемом воздуха 60 м³ работает кондиционер, заправленный 2 л фреона R32. Чтобы создать взрывоопасную концентрацию в пределах 14-30% потребуется 10 таких кондиционеров. То есть, взрыва не будет даже при полном разрушении фреонового контура. Многие современные кондиционеры даже высокой мощности заправляются еще меньшими количествами фреона, например, 1200 мл, или  даже 1 л и менее.

Взрывоопасность необходимо учитывать лишь при хранении и при ремонте кондиционера (во избежание не взрыва в помещении, а воспламенения его внутри труб). Хранение фреона проводится в пластиковых и металлических баллонах в проветриваемых нежилых помещениях. Баллоны обычно не приходится покупать дополнительно, так как производитель уже поставляет продукт в своей безопасной таре.

Польза от R32

Весьма распространено мнение о том, что R32 это просто коммерческий ход, а никаких реальных преимуществ у него нет. На самом деле самым главным его преимуществом является безопасность для окружающей среды. Однако, даже это не является очевидным преимуществом для многих. Для этой категории потребителей как самый важный положительный момент перехода на R32 можно назвать возможность сертификации своего холодильного оборудования. Это относится не только к коммерческим заказчикам, но и к частным лицам. В случае, если они приобретают

Объемная плотность у R32 почти на 30% меньше, чем у R-14. Это означает, что сплит-систему, заправляемую 1 л фреона, теперь можно заправить лишь 700 мл. Это существенная экономия.

Меры предосторожности

R32 разрушается на высоктокчисные компоненты при температуре + 340 градусов и выше. По этой причине строго запрещается проводить пайку и сварку контура, когда фреон из него не слит.

Нельзя использовать инструмент с открытым пламенем, с горелками. Вообще, нагревать любой газ или жидкость в герметичном контуре нельзя, иначе это приведет к его разгерметизации.

Оборудование для R32

Распространено заблуждение о том, то для перехода на R32 необходимо закупать новое ходильное оборудование. На самом деле это не так. Приобретается лишь компрессор, сам хладагент, а также некоторые недорогие инструменты, например, концевики для работы с R32.

Необходимость замены вакуумного насоса для заправки объясняется взрывоопасностью R32. Конечно, он не может взорваться в помещении, но вспышка в завоздушенном фреоновом трубопроводе вполне реальна. Чтобы этого избежать, мотор компрессора дожжен быть бесщеточным. Это либо двигатели с частотным преобразователем, либо трехфазные компрессоры на 380 вольт, где в электродвигателя также нет щеток. Также может потребоваться различное недорогое оборудование: манометр, переходники на сервисный порт, течеискатель. Эти недорогие устройства окупятся очень быстро.

Производители нового хладагента часто упаковывают его в удобные одноразовые баллоны. Вообще, R32 удобнее для заправки, так как он однокомпонентый.

Стоимость R32

Распространенный миф связан с тем, что R32 внедрили только из-за того, что он стоит дороже. На самом деле это не так. Разница по стоимости с 410-м фреоном небольшая. Конечно, он намного дороже старого доброго R-14, но на нем современное холодильное оборудование просто не работает. Если учесть, что R32 имеет куда меньшую объемную плотность (а продажа ведется на вес, а не на объем), то разницы в цене с 410-м практически нет.

Возможный дефицит R32

Этот миф возник из-за того, что закон о переходе на R32 принят Европарламентом, а не российскими законодателями. Из-за этого сложился нелепый миф о возможном дефиците R32, чего на практике нет. Любой разрешенный хладагент можно купить в любых количествах по рыночной стоимости. Вопрос тут лишь в том, насколько сложна технология его производства, что и определяет конечную цену продукта. R32 поставляется из многих стран мира, а не только из Европы. Никаких проблем с его перевозкой и хранением нет. Ныне он представлен в широкой продаже.

Увеличивает ли КПД применение R32?

Самое важное, снижения КПД и срока службы на новом фреоне не происходит. По мнению многих компаний КПД даже увеличивается на 3-5%, но на практике это заметить сложно. Тем не менее, никто данный факт не оспаривает. Даже 3-5%, это вполне замеряемая величина, если проверять работу по точным приборам, эксплуатируя сплит-систему на испытательном стенде.

Мы используем файлы cookie. Продолжив использование сайта, Вы соглашаетесь с политикой использования файлов cookie, обработки персональных данных и конфиденциальности. Подробнее